Этим летом, катаясь по пригородам Петербурга нашли мемориал советским лётчикам, погибшим при выполнении учебного полёта на истребителе СУ-15. Мемориал представляет собой хвостовую часть самолёта Миг-15 УТИ, вбетонированную в небольшой фундамент.
Позже, нашёл информацию о этом месте.
Изначально хвостовая часть была более полноценной, но в конце 1990-х часть вертикального стабилизатора выше горизонтальных рулей была варварски срезана наемными рабочими, охочими до цветного металла и безвозвратно утеряна.
Мемориальная табличка, укреплённая на киле гласит, что здесь 15 сентября 1982 года при исполнении обязанностей военной службы трагически погибли:
- майор Деревяшкин Василий Дмитриевич рожд. 07.01.1952 из Оренбургской обл.
- капитан Басов Александр Владимирович рожд. 19.07.1954 из Ставрополя
Табличка установлена от командования части, родных, жён, детей, всех друзей и близких. Рядом лирическое утверждение:
«Лётчики не умирают, лётчики улетают»...
Падая, самолёт прорубил в лесу просеку среди деревьев, протяжённостью почти 300м. Она находится в стороне от перекрестка с памятником - примерно в 300м, и сохранилась по сей день — за 30 лет с момента трагедии лес так и не смог скрыть следы падения самолёта. В конце просеки, на сухом дереве также укреплена скорбная табличка:
_______________________________________________
ТРАГИЧЕСКОЕ МЕСТО
15 сентября 1982г. в 17час. 56мин. на этом месте погибли при исполнении
служебных обязанностей военные лётчики 1-го класса - однополчане
- капитан Басов Александр Владимирович- 1954г.
- майор Деревяшкин Василий Дмитриевич - 1952г.
ОСТАНОВИСЬ и ПОКЛОНИСЬ ИМ
Память родных и детей г.Ставрополь 19/IX 1982г
_______________________________________________
На самой просеке до сих пор стоят полусгнившие и сухие стволы деревьев, срезанные крыльями и фюзеляжем падающего самолёта, напоминая о трагедии, произошедшей здесь 30 лет назад. Необычен и памятен тот факт, что за 30 лет место падения самолёта не сильно изменилось, хотя, по идее, здесь должен был вырасти новый лес. Ан, нет! Природа сохранила память о произошедшем, и просека до сих пор хорошо просматривается, напоминая о трагедии сухими сломанными стволами елей.
На удивление, не увезены и 30 лет назад при расследовании катастрофы и по сей день не растащены вездесущими охотниками за металлом некоторые детали и останки самолёта — куски шасси, обломки крыльев и корпуса самолёта.
Много было домыслов о том, как же произошло крушение истребителя. Но факты, собранные иследователями на местности и рассказанные сослуживцами погибших лётчиков вкратце таковы:
Самолет СУ-15 УМ №32 из 3-й АЭ 180-го Гвардейского Истребительного Авиационного Полка (аэродром базирования на 1982г. — п.Громово Приозерского р-на Ленинградской обл.) выполнял учебный полёт. Истребитель пилотировал командир звена — капитан Басов А.В. и обучаемый начальник штаба гв. майор Деревяшкин В.Д., проходивший реабилитацию после перерыва в полётах вследствие небольших проблем со здоровьем.
При пилотировании в 3-й пилотажной зоне, расположенной в дальности 28-58 км от аэродрома экипаж допустил ошибку в технике пилотирования. На нисходящей части фигуры пилотажа из-за несогласованных действий экипажа допущен слабый темп взятия ручки управления самолетом «на себя» (для вывода самолета в горизонтальный полет), и произошло столкновение с лесным массивом. По расчетам специалистов, для безопасного вывода в горизонтальный полет экипажу не хватило 5-10 метров высоты. Запас топлива на борту был примерно 1500-2000кг. Самолет практически сразу после столкновения с деревьями взорвался в воздухе. Почему не прыгнули? Вероятно, ошибку заметили поздно и пыталить ее исправить. И почти исправили. Но высоты не хватило. Летчики, по своей психологии (особенно в 80-90-х годах), боролись за самолет до конца. Особенно, осознавая, что где-то в сложившейся ситуации виноваты сами. Самолёт, разваливаясь на куски, проделал 300-метровую просеку в лесу, вблизи реки Сестры.
Рекомендую к прочтению
ветку белоостровского форума, посвящённую мемориалу о неравнодушных людях, по крупицам собравшим информацию о трагедии, нашедших родственников одного из лётчиков и по мере возможностей восстанавливающих мемориал.
[
На 11-й странице появляется дочка лётчика Басова - Марина. ]