Показать сообщение отдельно
Старый 06.07.2014, 00:56   #110
Skipper-Влад
Супер-модератор
Член клуба
 
Аватар для Skipper-Влад
 
Имя: Владислав
Регистрация: 09.12.2012
Адрес: Ульяновск
Авто: Duster Privilege 2.0 4х4
Сообщений: 12,580
Skipper-Влад Skipper-Влад Skipper-Влад Skipper-Влад Skipper-Влад Skipper-Влад Skipper-Влад Skipper-Влад Skipper-Влад Skipper-Влад Skipper-Влад
Отправить сообщение для Skipper-Влад с помощью ICQ
По умолчанию

Ту-144 бортовой номер СССР-77110
Цитата:
Ле-Бурже 1977 (выставочный код 345).
В ноябре-мае 1977-78 летал на регулярных пассажирских рейсах Москва-Алма-Ата.
В начале 80х борт участвовал в программе переоборудования Ту-144 в постановщики помех для ВМФ (так и не реализованной), для чего летал в Североморск.
1 июня 1984 перегнан в Ульяновск и установлен в музее ГА в аэропорту Баратаевка.
Ту-144 — советский сверхзвуковой пассажирский самолёт, разработанный КБ Туполева в 1960-е годы.

Является первым и одним из двух в мире типов сверхзвуковых авиалайнеров, которые использовались авиакомпаниями для коммерческих перевозок.

Самолёт не имел таких элементов конструкции крыла, как закрылки и предкрылки. Снижение посадочной скорости до приемлемых значений в 350—400 километров в час осуществлялось уникальным для гражданских самолётов способом: при помощи отклоняемого носка фюзеляжа и выпускаемого переднего крыла. В полёте на сверхзвуковой скорости рекомендовалось не пользоваться элеронами — управление осуществлялось изменением тяги двигателей. Самолёт не имел реверса тяги двигателей, но имел мощные вентиляторы тормозов в шасси, первоначальное гашение скорости при посадке, по усмотрению командира экипажа, осуществлялось выпуском тормозного парашюта.

история
Первый полёт Ту-144 состоялся 31 декабря 1968 года (его выполнил испытатель ОКБ А. Н. Туполева Эдуард Елян), то есть на два месяца раньше «Конкорда». Ту-144 также является первым в истории пассажирским авиалайнером, преодолевшим звуковой барьер, это произошло (5 июня 1969 года) на высоте 11 000 метров.

Следующий символический рубеж в 2 Маха самолёт преодолел 25 мая 1970 года, совершив полёт на высоте 16300 м со скоростью 2150 км/ч.

Самолёт сочетал огромное количество передовых разработок и конструкторских решений. Например, убирающееся на время полёта переднее горизонтальное оперение (ПГО), которое позволяло существенно увеличить маневренность и уменьшить скорость при посадке. Ту-144 мог садиться и взлетать в 18 аэропортах СССР, в то время как «Конкорду», взлётно-посадочная скорость которого была на 15 % выше, для каждого аэропорта требовался отдельный сертификат на посадку.

При проектировании была проведена колоссальная работа. В частности, проведено моделирование крыла при натурных испытаниях на специально подготовленном для этого истребителе МиГ-21И (летающая лаборатория для изучения крыла самолёта Ту-144).

Производство самолёта было развернуто на Воронежском заводе № 64. К моменту отказа от эксплуатации было построено 16 самолётов Ту-144 (постройка ещё четырёх самолётов так и не была закончена), которые совершили в общей сложности 2556 вылетов и налетали 4110 часов.

Катастрофа в Ле-Бурже 1973 года
3 июня 1973 года Ту-144 № 77102 разбился во время показательного полёта на авиасалоне в Ле Бурже. Погибли все шесть членов экипажа (Герой Советского Союза заслуженный лётчик-испытатель М. В. Козлов, лётчик-испытатель В. М. Молчанов, штурман Г. Н. Баженов, заместитель главного конструктора инженер генерал-майор В. Н. Бендеров, ведущий инженер Б. А. Первухин и бортинженер А. И. Дралин).

По версии, появившейся после крушения, причиной катастрофы считают слишком резкий манёвр, который экипаж должен был совершить во избежание столкновения с неожиданно появившимся французским «Миражом» (задача лётчика которого была сфотографировать советский Ту-144 в полёте), нарушение системы управления, либо же недопустимость для конструкций планера самолёта манёвра, который экипаж попытался совершить.

Истинные же причины катастрофы были засекречены, что привело к потоку спекуляций на эту тему. Так в 2005 году в фильме Алексея Полякова «Битва за сверхзвук. Правда о Ту‑144» Эдгар Крупянский (на момент создания Ту-144 — заместитель начальника испытательной базы ОКБ Туполева) сказал о них так: «На машине (Ту-144) были такие блоки, которые впервые поставлены на борт для испытания».

Высказывалась также версия, что кинокамера, которую имел при себе руководитель испытаний генерал-майор В. Н. Бендеров, выпав из рук, сместила и заблокировала штурвальную колонку, в результате самолёт выполнил манёвр на запредельном режиме и разрушился, но она не подтвердилась записями аварийного самописца. В официальном сообщении упоминалась возможность падения непривязанного члена экипажа с кинокамерой. Однако, как сказано в том же сообщении, «не было найдено никакого материального доказательства», чтобы подтвердить или опровергнуть эту гипотезу, поэтому «причины катастрофы должны быть объявлены не установленными, и дело закрыто».

Экипаж Ту-144 № 77102 был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Несмотря на катастрофу 1973 г., позже самолёт был вновь показан на авиасалоне в Ле-Бурже в 1975 и 1977 гг.

Летом 1977 года Леонид Ильич Брежнев совершает государственный визит во Францию, где ему демонстрируют «Конкорд», который уже год как выполняет пассажирские рейсы в Бахрейн и Рио-де-Жанейро. Брежнев приказывает министру гражданской авиации СССР Бугаеву начать подготовительные работы по выходу Ту-144 на трассы и перевозку пассажиров.

Коммерческая эксплуатация
Первый рабочий рейс — 26 декабря 1975 года по маршруту Москва — Алма-Ата, самолёт перевез почтовые отправления, а с 1 ноября 1977 года на том же направлении начались и пассажирские перевозки.

Начало пассажирской эксплуатации Ту-144 было приурочено к 60-й годовщине Октябрьской революции. Рейсы выполняли только два самолёта — № 77109 и № 77110. Пилотировали их специально подготовленные экипажи «Аэрофлота», в состав которых входили лётчики-испытатели ОКБ Туполева в качестве вторых пилотов, командирами воздушных судов были переученные пилоты «Аэрофлота». Билет на этот рейс стоил 80 рублей, тогда как на обычный дозвуковой самолёт билет в Алма-Ату стоил 62 рубля. Этот рейс получил № 499 и выполнялся раз в неделю.

Самым продолжительным беспосадочным регулярным рейсом Ту-144 был маршрут Москва — Хабаровск, протяженностью 6250 км. Самый продолжительный рейс с посадкой — по машруту Париж — Новосибирск — Токио, общей протяженностью 11 200 км. Чуть короче был маршрут Москва — Азорские острова — Гавана (10 400 км).

Однако, коммерческая карьера Ту-144 была недолгой. 1 июня 1978 года, всего через семь месяцев после начала коммерческой эксплуатации, «Аэрофлот» прекратил сверхзвуковые пассажирские рейсы. Непосредственным поводом для прекращения пассажирских полётов послужила катастрофа опытного экземпляра Ту-144Д, произошедшая неделей ранее. Более основательной причиной отказа от пассажирской эксплуатации называется нерентабельность. Хотя билеты на сверхзвуковой рейс, цена которых была до полутора раз выше обычных, распродавались полностью задолго до вылета, они не покрывали даже незначительной части эксплуатационных расходов, вызванных высоким удельным расходом топлива в крейсерском режиме и сложным обслуживанием. Значительное повышение стоимости билетов в СССР, где не было класса богатых людей (в отличие от западных потребителей «Конкорда»), не имело перспективы. Кроме того, малая дальность полёта первых модификаций (3-4 тыс.км), которую могли позволить двигатели НК-144А, и меньшая чем у «Конкорда» дальность с новыми двигателями РД-36-51А (5 тыс.км) также ограничивали или усложняли и удорожали (при промежуточных посадках) возможности пассажирской эксплуатации как в стране, так и за её пределами на длинных межконтинентальных и трансконтинентальных маршрутах, где целевое сокращение времени полёта особенно ощутимо при сверхзвуковой скорости.

Впоследствии Ту-144Д использовался только для некоторых срочных и специальных грузовых перевозок между Москвой и Хабаровском и др.

В общей сложности, Ту-144 совершил 102 рейса под флагом Аэрофлота, из них 55 пассажирских (было перевезено 3194 пассажира).

Позже Ту-144 совершали только испытательные полёты и несколько полётов с целью установления мировых рекордов.

Катастрофа в испытательном полёте 23 мая 1978 года
23 мая 1978 года произошло второе крушение опытной модели Ту-144. Во время испытательного полёта модернизированного варианта самолёта, Ту-144Д (№ 77111) после возгорания топлива в зоне мотогондолы 3-й силовой установки из-за разрушения топливопровода, задымления в кабине и отключения экипажем двух двигателей совершил вынужденную посадку на поле деревни Ильинский Погост, неподалеку от подмосковного города Егорьевска.

После приземления через форточку кабины экипажа покинули самолёт второй пилот В. Д. Попов, командир экипажа Э. В. Елян и штурман В. В. Вязигин. Находившиеся в салоне инженеры В. М. Кулеш, В. А. Исаев, В. Н. Столповский покинули самолёт через переднюю входную дверь. Бортинженеры О. А. Николаев и В. Л. Венедиктов оказались зажатыми на рабочем месте деформи*ро*вав*ши*ми*ся при посадке конструкциями и погибли.

Авиационное происшествие в испытательном полёте 31 июля 1980 года.
31 июля 1980 года во время очередного испытательного полёта, у Ту-144Д (№ 77113) вылетевшего с аэродрома «Раменское» на сверхзвуковом режиме на высоте 16 тыс. метров произошло разрушение одного из двигателей. Экипаж с большим трудом смог взять ситуацию под контроль, вывести самолёт из пикирования и успешно посадил его. Двигатели Ту-144Д отправляют на доработку. В конце 1981 года самолёт уже должен начать коммерческую эксплуатацию, летая из Москвы в Красноярск. Однако во время наземных испытаний двигатели разрушаются, полёты откладывают вновь. После смерти Брежнева отношение к самолёту у нового руководства страны меняется. Предпочтение отдается более простым и надежным дозвуковым аэробусам Ил-86. В начале июля 1983 года выходит постановление правительства о прекращении работ по Ту-144.

«Летающая лаборатория»
С 1995 по 1999 годы один значительно модифицированный Ту-144Д (№ 77114) под названием Ту-144ЛЛ («Летающая лаборатория») использовался американским космическим агентством НАСА для исследований в области высокоскоростных коммерческих полётов с целью разработать план для создания нового современного сверхзвукового пассажирского самолёта. На Ту-144ЛЛ были установлены двигатели НК-32 (аналогичные используемым на Ту-160) в связи с отсутствием пригодных к эксплуатации НК-144 или РД-36-51, разнообразные датчики и испытательная контрольно-записывающая аппаратура. После завершения полётов двигатели были демонтированы.

Судьбы самолётов
Всего было построено 16 машин: борты № 68001, 77101, 77102, 77103, 77144 (бывший 77104), 77105, 77106, 77107, 77108, 77109, 77110, 77111, 77112, 77113, 77114 и 77115. Ещё одна, последняя построенная машина (серийный номер 09-2, бортовой 77116) осталась невостребованной ни МАП, ни МГА, и ещё долго стояла на территории Воронежского авиазавода, и в итоге была порезана. Кроме того, было собрано ещё несколько планеров Ту-144 для наземных испытаний.
В восстановимом состоянии
Практически полностью укомплектованы деталями и могут быть восстановлены до лётного состояния следующие самолёты:
ТУ-144ЛЛ № 77114, который использовался для тестов НАСА, хранится на аэродроме в Жуковском.
ТУ-144Д № 77115 также хранится на аэродроме в Жуковском. В 2007 году ТУ-144Д № 77115 был заново окрашен в соответствии с исторической схемой окраски и выставлен для всеобщего обозрения на авиасалоне МАКС-2007, а также на авиасалонах МАКС-2009, МАКС-2011 и МАКС-2013.
ТУ-144С № 77110 в музее гражданской авиации в Ульяновске
Самолёт № 77115, скорее всего, будет установлен в качестве памятника или экспонироваться на аэродроме в Жуковском. В 2004—2005 гг. с ним были совершены некие сделки по продаже его на металлолом, но протесты авиационной общественности не дали этому произойти, хотя опасность подобного исхода полностью не устранена.
В музеях
ТУ-144 № 77106 в музее ВВС в Монино под Москвой
ТУ-144 № 77110 в музее гражданской авиации в Ульяновске
ТУ-144Д № 77112 в музее техники в Зинсхайме (Германия) является наиболее качественно отреставрированным экземпляром. Установлен рядом с французским «Конкордом».
На хранении
ТУ-144 № 77107 в Казанском авиационном институте
ТУ-144 № 77108 на учебном аэродроме Самарского аэрокосмического университета
Не сохранившиеся самолёты
ТУ-144 № 77102 разбился 3 июня 1973 года во время демонстрационного полёта в Ле Бурже.
ТУ-144 № 77111 из-за возгорания в воздухе совершил аварийную посадку недалеко от Егорьевска (самолёт был полностью уничтожен, погибло 2 человека).

Остальные самолёты были разобраны или разрезаны на цветные металлы в 1990-х годах.







Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: DSCN2352.JPG
Просмотров: 1259
Размер:	3.84 Мб
ID:	31143   Нажмите на изображение для увеличения
Название: DSCN2353.JPG
Просмотров: 1308
Размер:	3.81 Мб
ID:	31144   Нажмите на изображение для увеличения
Название: DSCN2355.JPG
Просмотров: 1289
Размер:	3.53 Мб
ID:	31145   Нажмите на изображение для увеличения
Название: DSCN2361.JPG
Просмотров: 1274
Размер:	3.82 Мб
ID:	31146   Нажмите на изображение для увеличения
Название: DSCN2362.JPG
Просмотров: 1256
Размер:	3.79 Мб
ID:	31147  

Нажмите на изображение для увеличения
Название: DSCN2363.JPG
Просмотров: 1294
Размер:	3.92 Мб
ID:	31148   Нажмите на изображение для увеличения
Название: DSCN2364.JPG
Просмотров: 1253
Размер:	3.77 Мб
ID:	31149   Нажмите на изображение для увеличения
Название: DSCN2365.JPG
Просмотров: 1250
Размер:	3.80 Мб
ID:	31150   Нажмите на изображение для увеличения
Название: DSCN2367.JPG
Просмотров: 1275
Размер:	3.83 Мб
ID:	31151   Нажмите на изображение для увеличения
Название: DSCN2369.JPG
Просмотров: 2572
Размер:	3.87 Мб
ID:	31152  

Нажмите на изображение для увеличения
Название: 1.jpg
Просмотров: 2438
Размер:	234.7 Кб
ID:	31153   Нажмите на изображение для увеличения
Название: DSCN2372.JPG
Просмотров: 1238
Размер:	3.89 Мб
ID:	31154   Нажмите на изображение для увеличения
Название: DSCN2373.JPG
Просмотров: 1248
Размер:	3.80 Мб
ID:	31155   Нажмите на изображение для увеличения
Название: DSCN2374.JPG
Просмотров: 1234
Размер:	3.94 Мб
ID:	31156   Нажмите на изображение для увеличения
Название: DSCN2375.JPG
Просмотров: 1230
Размер:	3.80 Мб
ID:	31157  

Нажмите на изображение для увеличения
Название: DSCN2378.JPG
Просмотров: 1228
Размер:	3.62 Мб
ID:	31158   Нажмите на изображение для увеличения
Название: DSCN2381.JPG
Просмотров: 1220
Размер:	3.72 Мб
ID:	31159   Нажмите на изображение для увеличения
Название: DSCN2382.JPG
Просмотров: 1213
Размер:	3.83 Мб
ID:	31160   Нажмите на изображение для увеличения
Название: DSCN2383.JPG
Просмотров: 1241
Размер:	3.56 Мб
ID:	31161   Нажмите на изображение для увеличения
Название: DSCN2395.JPG
Просмотров: 1181
Размер:	3.85 Мб
ID:	31162  

Нажмите на изображение для увеличения
Название: DSCN2396.JPG
Просмотров: 2618
Размер:	3.84 Мб
ID:	31164   Нажмите на изображение для увеличения
Название: DSCN2406.JPG
Просмотров: 1218
Размер:	3.86 Мб
ID:	31165   Нажмите на изображение для увеличения
Название: DSCN2407.JPG
Просмотров: 1236
Размер:	3.81 Мб
ID:	31166   Нажмите на изображение для увеличения
Название: DSCN2408.JPG
Просмотров: 1141
Размер:	3.84 Мб
ID:	31167   Нажмите на изображение для увеличения
Название: DSCN2410.JPG
Просмотров: 1152
Размер:	3.87 Мб
ID:	31168  

Нажмите на изображение для увеличения
Название: DSCN2411.JPG
Просмотров: 2473
Размер:	3.89 Мб
ID:	31169  
__________________

"С тех пор, как я стал водить машину, я стал осторожнее переходить дорогу."
"Будь внимателен на дорогах. Помни: ты явился на свет без запасных частей."
Skipper-Влад вне форума   Вверх Ответить с цитированием
12 пользователя(ей) сказали cпасибо: