Геральдика, эмблема, герб
В средние века люди искали различные способы «заявить о себе». Так и появилось геральдика или гербоведение – дисциплина, посвященная изучению гербов, так же это понятие является частью эмблематики – группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы.
Эмблема — условное изображение, знак воплощения идеи в рисунке и пластике, которому присвоен тот или другой смысл. Эмблема – это не символ, а аллегория — прозаическая схема, готовая идея, одетая в оболочку реального образа. При создании эмблем важно соблюдать следующие правила. Во-первых, любая эмблема должна быть лаконична. Чем меньше элементов, тем легче ее запомнить. Во-вторых, она должна быть информативной (помимо информации о фирме должна передавать и характерные особенности животного, на ней изображенного). В-третьих, она не должна содержать никаких намеков на неприятные человеку качества животных, но подчеркивать положительные (например, орел не должен хватать добычу, но взлетать навстречу солнцу и т.п.), так же эмблема должна быть знаковым комплексом, отражающим неповторимую сущность того явления, кому принадлежит.
Герб – частный случай эмблемы, характеризующийся тем, что его строение, употребление, правовой статус соответствуют особым, исторически установившимся правилам. Иногда говорят о символах и эмблемах в узком смысле, противопоставляя всегда принадлежащей кому-либо эмблеме безличный символ, или же разграничивая подчиненные твердым правилам гербы и куда более свободно составленные и используемые эмблемы. В то же время говорится, что герб - “официальный символ”, что эмблемы относятся к символике их обладателя. При грамотном, осмысленном употреблении терминов все эти словесные противоречия сглаживаются сами собой.
Основа любого герба — щит. Именно на его поверхности помещаются главные гербовые изображения — поля и фигуры, «сложившиеся» из тинктур.
Герб может состоять из одного щита, или из щита с самыми разными добавлениями, или даже из нескольких щитов. Но гербов совсем без щитов быть не может.
О фигурах говорят: «в поле щита», «в щите» (а не «на щите»): ведь геральдический щит — это условная рамка для изображений, а не реальный предмет, у которого есть лицевая и оборотная стороны.
Очертания щита можно менять почти произвольно; герб от этого не исказится. Некоторые геральдические художники находят удовольствие в том, чтобы придать гербовому щиту странную и неожиданною форму. Иногда это, собственно, оказываются и вовсе не щиты, а конские налобники (их особенно любят на Апеннинском полуострове) или квадраты, в которых легко узнать гербовые знамёна. Это неудивительно: рыцари помещали на налобниках своих коней и на знамёнах те же фигуры, что и на щите.
http://www.russian-family.ru/images/gerb/2014/2.jpg
Впрочем, есть особенный вид щита — в виде ромба. Его можно найти только в гербах женщин (чаще всего — в гербах незамужних девушек и вдов). Наравне со щитом-ромбом женщины могут пользоваться и щитом-овалом; но в отличие от ромба овал вполне подходит и для мужского герба.
В нескольких старинных гербах можно встретить одноцветные щиты; немецкие геральдисты называют их незанятыми, а французские, наоборот, наполненными. Герб испанского рода Менесес — щит, полный золота; у герцогов Бретонских щит полон горностаевого меха. Но таких гербов, конечно же, очень мало. Обычно щит украшен фигурами или делится на разноцветные части; для того, чтобы было легче разобраться в их расположении, каждая из частей щита получила своё название. Его верх именуется главой, низ — оконечностью. Кроме того, у щита есть правый и левый край; но тут следует учесть, что в геральдике правую и левую стороны определяют относительно рыцаря, который закрывается гербовым щитом от вражеских ударов (и относительно самого щита). Поэтому правая сторона щита (и всего герба) находится слева от зрителя, а левая — справа.
Там, где края встречаются с главой и оконечностью, располагаются углы щита (об этом не так-то просто догадаться, если щит изображён круглым!).
Наконец, середина щита называется сердцем. Иногда часть щита на границе главы и сердца именуется почётным местом, а граница сердца и оконечности — чревом.
Подобно странице книги, щит «прочитывается» справа налево (геральдически!) и сверху вниз.
Основные способы разделения (разбивания) щита на разноцветные части получили названия, напоминающие о боях, о метких ударах и разрубленных доспехах.
При помощи деления можно получить не только разноцветные части щита, но и простейшие фигуры в виде полос, углов и пятен: например, в дважды рассечённом щите появляется столб. Кстати, названия таких фигур — чистая условность, и столб или стропило почти никогда не связаны со строительством, а пояс и перевязь с одеждой. Задача таких фигур — не обозначать предметы, а просто придавать гербу «геральдический вид». Иметь их в гербе почётно не потому, что они символизируют что-то благородное и высокое, а потому, что сама по себе геральдика благородна и высока. Этим и объясняются торжественные названия простейших фигур — их именуют геральдическими и почётными фигурами (хотя львы и орлы не менее геральдичны и почетны).